Незначительного улучшения отдельных видов реакции можно добиться путем специальной тренировки. Но это не может оказать существенного влияния на результативность в тхэквондо. Очень важно, чтобы боец овладел всеми формами проявления готовности действовать. Спортивная ценность действий бойца определяется не только по принципу «чем быстрее, тем лучше» – гораздо ценнее своевременность применения нужного приема. В этом проявляется специфическая форма быстроты, необходимая тхэквондисту.
Поэтому когда мы говорим о развитии быстроты тхэквондиста, мы прежде всего имеем в виду широкий комплекс учебных тренировок, воспитывающих готовность спортсмена к различным действиям. Такая готовность позволяет ему выполнять атакующие приемы так, чтобы противник не успевал принять нужную защиту, и осуществлять эффективную и активную защиту в ответ на атаку противника.
Готовность к действию в значительной мере определяется временем различных реакций тхэквондиста, проявляемых при непрерывном слежении за действиями противника. Поэтому в тхэквондо отдельные виды реакций в чистом виде проявляются довольно редко.
Воспитание быстроты одиночного движения. Одной из форм проявления быстроты является скорость выполнения отдельного движения. Чтобы увеличить скорость движений, необходимо использовать наиболее рациональную технику, развить до нужного уровня соответствующие группы мышц и многократными повторениями добиться наилучшей координации в выполнении движения.
Для развития быстроты необходимы также достаточная эластичность мышц и подвижность в суставах. Важно, чтобы боец умел вовремя расслаблять мышцы: закрепощенные мышцы не способствуют проявлению скоростных качеств.
Метод усложнения условий. С целью воспитания быстроты применяют усложненные условия, максимально приближенные к соревновательным или более трудные (например, выполнение упражнений с партнером более высокой квалификации, но меньшей весовой категории).
С этой же целью для развития необходимых групп мышц применяют отягощения в упражнениях, воспроизводящих точную структуру необходимого движения, выполняемого с определенной скоростью. Однако не следует увлекаться этими упражнениями, поскольку в погоне за увеличением силового эффекта может образоваться стереотип меньшей скорости включения мышц и скоростной удар исчезнет.
Успех в совершенствовании техники и тактики тхэквондиста целиком зависит от уровня развития его специализированных восприятий – чувства дистанции, ориентировки на даянге, чувства положения тела и свободы движений, чувства удара, чувства времени, внимания, мышления, быстроты реакции. Эти качества формируются в ходе тренировки под влиянием специальных педагогических воздействий партнера. В методике учебно-тренировочного процесса сложились определенные принципы развития специализированных качеств тхэквондиста.
Основной принцип развития специализированных восприятий – систематическая дифференцировка соответствующих ощущений, выработка умения управлять дистанцией до партнера, положением тела, степенью мышечного напряжения и расслабления и сознательно контролировать все это.
Для того чтобы совершенствовать уровень специализированных восприятий, на занятиях спортсмен должен постоянно варьировать различные параметры движений – время их выполнения, скорость, резкость и др., стараясь оценивать эти свойства движений, положения тела и его частей, стремиться как можно быстрее научиться осознавать ощущения, которые возникают при «полярных» движениях (очень резких или очень медленных, очень напряженных или расслабленных и т. д.), при постепенном изменении свойств движения или положений тела и его частей.
Для лучшего контроля за движениями и положениями тела выключают или ограничивают зрение, используют различные средства срочной информации.
Тхэквондист должен понять сущность каждого специализированного восприятия, которое он хочет развить, и упражняться в зрительном и кинестетическом представлении о положении тела, его частей, изучать важнейшие свойства движения.
Развитие специализированных восприятий требует ежедневной тщательной, кропотливой работы перед зеркалом, в «бою с тенью», в упражнениях на снарядах, с партнером. Используются различные вспомогательные средства для развития восприятий (мячи, камни, эспандеры, надувные камеры, стойки и др.), а также приборы, позволяющие получить срочную информацию об особенностях выполняемых движений (измерители – для фиксации дистанции, хронометры – времени, гониометры – положения частей тела, динамометры – ударных импульсов и др.).